GLeb (zalt) wrote,
GLeb
zalt

Categories:

Старый Яффский вокзал.


Это пуговица железнодорожного служащего. Аббревиатура означает "Palestine Railway".




Несколько месяцев назад в южной части Тель-Авивской набережной, рядом с Неве-Цедек, после сноса старых бараков и строительных складов, у прохожих появилась возможность увидеть останки старого Яффского вокзала, построенного еще во времена Османской Империи, в стиле, который в Израиле называют эклектикой. Несмотря на новый забор с колючей проволокой bosem с eltok не удержались от искушения пробраться на территорию вокзала. Европейский дизайн помещений потребовал повторения вылазки, на этот раз с фотоаппаратом.





История гласит, что в 1839 году, после основания первой в мире публичной железной дороги в Англии, у сэра Моше Монтефиори* появилась идея соединить Иерусалим и Яффо рельсами. В 1852 году, когда начали строить железную дорогу в Египте, Монтефиори нашел инвесторов для своего проекта, но, по политическим причинам турки не дали соответствующего разрешения. В 1888 году, после упорных усилий**, концессию на постройку получил предприниматель Иосеф Навон, заложил первый камень в 1889 году, но организовать строительство не сумел.





В 1890 году концессию перекупила французская инвестиционная компания за 1 миллион франков, само строительство вылилось в 14 миллионов франков. 26 сентября 1892 года первый поезд*** из Яффо торжественно прибыл в Иерусалим, по узкоколейке (1м) протяженностью 82 км. Поездка занимала, без учета очереди в кассу, около пяти часов вверх, в Иерусалим, и четыре часа вниз. Билет первого класса стоил 50 грошей, второго 30 грошей. Женщины ездили в отдельном купе.


Утром (7:30) уходил состав из Иерусалима в Яффо, после обеда (12:20) из Яффо в Иерусалим.
Первые паровозы "Болдуин" закупили в США, каждому дали имя по названию станции: Иерусалим, Батир, Рамла, Лод, Яффо (станций было семь, а паровозов только пять).






В 1894 году появились вагоны для третьего класса, в них сидели на низких скамьях вдоль стен или просто на полу. Билет стоил втрое дешевле, чем в купе первого класса.







В начале Первой Мировой войны турки закрыли вражескую французскую железную дорогу и часть рельс переложили на стратегическую линию Лод-Туль-Карем-Джанин. В 1917 году к власти пришли англичане, отстроили и расширили (до стандартных 1.435м) линию Яффо-Иерусалим, а бывшим владельцам-французам, в 1923 году, выплатили щедрую компенсацию 565 тысяч фунтов стерлингов.







В это время пассажирские поезда ходили по трем основным направлениям, Яффо-Иерусалим, Хайфа-Египет, Хайфа-Цемах (южная точка Кинерета). Иерусалимскую станцию англичане расширили и видоизменили, так что оригинальный вид сохранился именно у Яффской станции.


Количество пассажиров (по всем направлениям, а их было свыше 500 км рельсов) в 20-40 гг колебалось неравномерно, от 600 тысяч до трех миллионов в год. Например в 1936 году 2.469 тысяч, а в 1938 году всего 665 тысяч. После провозглашения Израиля, вплоть до конца 20-го века железной дороге не уделялось должного внимания. В 1949 году железной дорогой воспользовались лишь 1 миллион человек. Показательно, что при англичанах предприятие приносило стабильную прибыль, а после 1948 года такие же стабильные убытки (по крайней мере до конца 50-х).






На старых картах (и фотографиях) Тель-Авива можно увидеть удивительную картину. Поезд шпарит по ул.Иегуда а-Леви. Поезд разгружается на оптовом рынке (Шук Ситонаим) на ул.Карлибах (там находились также городские холодильники, естественно неэлектрические).

Железнодорожное сообщение между Иерусалимом и Тель-Авивом было прекращено в июле 1998-го года из-за сильного износа полотна. Впрочем кусок от Тель-Авива до Бейт-Шемеша починили и сразу открыли, а отрезок Бейт-Шемеш-Иерусалим (фактически маршрут Тель-Авив-Иерусалим) открывают 9 апреля 2005 года.





В 1992 году вышла юбилейная серия из четырех марок, посвященная 100-летнему юбилею первой железной дороги. Дизайн выполнил художник Эд Ван Эвьен, репатриант из Голландии. Он прошел пешком по железнодорожному полотну из Тель-Авива в Иерусалим, чтобы осознать важность темы.


Яффскую станцию закрыли в начале 50-х, морской грузопоток сместился в новенький Ашдодский порт, Тель-Авив расстроился на Север, рельсы и служебные помещения пришли в упадок. Помещения использовались как склады, швейная фабрика, приют для различных амутот (официально территория принадлежит министерству безопасности).


В 2004 году инвестиционная компания "Эзра и Бецарон", под покровительством муниципалитета, начала проект по преобразованию бывшего Яффского вокзала и прилежащей территории в 20! дунамов, в центр культуры и отдыха. Основной культурный упор запланирован на удовлетворение покупательной потребности граждан, здесь будут рынки, ярмарки, магазины. Будет восстановлено 15 зданий, заложен уникальный парк. И, наконец-то, уберут забор!





*) Известный английский еврей, с удивительной судьбой. Успел побывать шерифом Лондона, разбогател на бирже. Меценатствовал и защищал евреев от притеснений по всему миру. За особые заслуги перед Англией был посвящен в рыцари.


**) В течение 15 лет, израильский предприниматель Иосиф Навон пытался получить концессию пять раз, добиться успеха помогли щедрые взятки на всех уровнях бюрократической машины.


***) Дорогой пользовались, ограниченно, и до торжественного открытия.








Спасибо scorpyonу за дигитальную камеру, tanya_photo за помощь в переводе, а yozhik_у за рассказ об Иерусалимской станции и ценные замечания.


update: оказывается есть ещё любители старого Яфо дополнения и продолжение истории
Tags: израиль, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →